НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОГРЕССИВНОГО ПОДХОДА К СОКРАЩЕНИЮ ИЗДЕРЖЕК НА ТОПЛИВО

05.05.2013

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОГРЕССИВНОГО ПОДХОДА К СОКРАЩЕНИЮ ИЗДЕРЖЕК НА ТОПЛИВО

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОГРЕССИВНОГО ПОДХОДА К СОКРАЩЕНИЮ ИЗДЕРЖЕК НА ТОПЛИВО - РЕАЛИИ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

Россия с каждым годом все плотнее интегрируется в мировое сообщество. Помимо очевидных плюсов данного процесса мы все отчетливее наблюдаем и проявляющиеся минусы.
К очевидным можно отнести значительный рост цен на топливо и электроэнергию. В ряде случаев они не только практически догнали мировые, но уже и перегнали их. Печально, но смены тенденций не предвидится. Это объясняется и ограниченностью легкодоступных природных ресурсов, и слабостью регуляторов рынка, и непомерными запросами монополистов, и изношенностью инфраструктуры, и волатильностью мировых рынков, и желанием властей наполнить бюджет для выполнения взятых на себя обязательств, и...
О ПРЕДПОСЫЛКАХ
Непрерывный рост цен так или иначе повлиял на всех крупнейших потребителей топлива - компании, чьей основной статьей расходов являются нефтепродукты: транспортные грузовые и пассажирские предприятия, энергетическая и коммунальная сферы, а также энергоемкие промышленные и сервисные предприятия. Но подход к управлению издержками у потребителей отличается кардинально: в диапазоне от строжайшей экономии до безрассудного расточительства. Одни компании экономят, другие - нет, третьи уже задумались, но не знают, с какой стороны подступиться к проблеме. Зачастую определенный или различный подход к потреблению топлива формируется (сформировался ранее) в силу специфики и положения предприятия в отрасли, или же наличия Конкуренции (ее необходимостью), или же банальной смены собственника. В результате внешняя среда заставляет задуматься, есть ли возможность тратить меньше или как долго можно просуществовать в старых условиях. Проблема выбора во всей своей красе...
Приходится с грустью констатировать, но большинство предприятий не меняют своего привычного подхода к управлению издержками на топливо, просто перекладывая их на плечи потребителя. Энергосберегающие мероприятия в лучшем случае ограничиваются заменой окон и лампочек, а «экзотическая экономия топлива» заключается в эпизодических вычетах из зарплат проштрафившихся водителей и кладовщиков. Возможно, дело в советской привычке развиваться экстенсивно, наращивать объемы, «гнать вал»? А может в непонимании сути ресурсо и энергосбережения, в нежелании вписываться в новые реалии ведения бизнеса, привычке рассчитывать на русское «авось» и жить по принципу «и так сойдет»?
Тем не менее в настоящее время разработаны но-вые подходы к сокращению издержек, а прогрессивные компании все активнее задаются вопросом «Как меньше тратить на топливо и больше зарабатывать?». Вызвано это достаточно острой, зачастую кричащей проблемой с не- фтепродуктообеспечением: локальные дефициты, безответственные поставщики, некачественное топливо, разъедающее баки, ежедневные эксплуатационные потери и хищения топлива.
Из-за дефицита информации, в силу не-прозрачности системы и отсутствия в компании специалистов в сфере нефтепродуктообеспечения руководству порой сложно решить возникшие даже на начальном этапе задачи. С другой стороны, средним и малым предприятиям накладно держать штат профильных квалифицированных сотрудников (с соответствующим фондом оплаты труда), чей реальный рабочий день будет составлять лишь несколько часов в неделю. Как выйти из данной ситуации? С чего начать?
Возможно, таким компаниям следует обратиться к специалистам, которые проведут обследование всех существенных аспектов топливного обеспечения предприятия и помогут составить план будущего эффективного потребления нефтепродуктов. Цель их работы - помочь компаниям сэкономить на топливе. Естественно, потенциальная экономия в обозримой перспективе должна быть значительной, в несколько раз превосходить стоимость консультационных услуг.

ЧТО ТАКОЕ ТОПЛИВНЫЙ АУДИТ?

Топливный аудит как диагностический инструмент достаточно важен. Это независимый и свежий взгляд на ситуацию, без которого сложно давать дальнейшие советы и делать выводы об эффективности или неэффективности существующих процессов. Обследование должно касаться как финансовой, так и технической сторон вопроса потребления.
Конечно, задумываясь о любого рода нововведениях, руководство должно здраво оценивать инвестиционные риски. Применительно к топливосберегающим технологиям отметим следующие: •    значительные затруднения при реализации на практике предлагаемых мер;
•    необъективность оценки процессов оборота нефтепродуктов на предприятии (например, вследствие предоставления недостоверных данных);
•    высокая стоимость капитальных вложений, влияющая на срок окупаемости ресурсосберегающих мероприятий.
Однако многолетний опыт мировых компаний в области сокращения издержек заставляет всерьез задуматься и уже сейчас менять подходы к поиску новых путей повышения конкурентоспособности. Применительно к топливной экономии первым шагом должен стать подробный и обоснованный план потребления нефтепродуктов. Он должен отвечать на следующие ключевые вопросы топливного обеспечения (которые, очевидно, будут и равновеликими, и разноуровневыми):
•    Какое место займут расходы на топливо в бюджете компании на ближайшее время и на перспективу, какая цена справедлива здесь и сейчас?
Насколько важна экономия нефтепродуктов, как она повлияет на конкурентоспособность предприятия?
•    Что делать, если есть полная уверенность в дальнейшем росте цен на топливо, но нет возможности создать товарные запасы (по причине отсутствия свободных финансовых средств или материальной базы для хранения топлива)?
•    Где и как целесообразнее заправляться в будущем? За какой уровень сервиса предприятие готово платить?
•    Нужна ли собственная заправка, можно ли ограничиться бензовозом или необходимо «гонять технику» за десятки километров?
Если ответы на эти и другие подобные вопросы найти не удается, то критические ситуации будут повторяться вновь. Также есть основания полагать, что локальные дефициты тех или иных нефтепродуктов, а также рост цен (зачастую опережающий инфляцию) станут в России постоянным явлением. Поэтому компаниям важно, не откладывая, системно решать вопрос собственного рационального топливообеспечения. Вернее, необходимо начинать было «еще вчера».
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО И КАК РАБОТАЕТ?
Важно понимать и помнить, что корпоративная система топливного обеспечения, независимо от уровня ее развития, является живым организмом, который непрерывно эволюционирует. Как бы не сокращались издержки, цены на топливо могут расти. Где бы ни «закручивались гайки», не-добросовестные сотрудники всегда найдут способ обходить препятствия, попросту говоря, приворовывать. И если руководитель дал согласие на финансирование соответствующей строки своего бюджета, забыв про остальные мероприятия, то вывод напрашивается сам собой: ежедневно, с каждым литром топлива деньги продолжают утекать.
Так в чем же заключается непрерывное управление издержками? Перечислим наиболее важные и острые моменты:
•    процесс бюджетирования должен быть логичным и завершенным (т. е. должен быть налажен контроль исполнения бюджета путем проведения замеров фактического потребления топлива);
проведение регулярных переговоров с поставщиками, оценка альтернативных вариантов поставок, отслеживание рыночных индикаторов проведение регулярных внутренних и внешних топливных аудитов;
•    контроль выполнения договорных обязательств обеих сторон (включает своевременные расчеты с поставщиками, анализ качества ГСМ);
•    анализ бухгалтерских документов (путевых листов, заправочных ведомостей);
•    регулярный пересмотр налоговой отчетности;
    помимо затрат на топливо необходимо тщательно контролировать оборот смазочных материалов, топливных присадок, жидких нейтрализаторов отработанных газов.
Эффективную систему топливного обеспечения для наглядности можно сравнивать со слаженной спортивной командой, регулярно тренирующейся, гибкой, тактически грамотной, умеющей при необходимости подстраиваться под конкретного соперника. Команда грамотно планирует свои действия наперед, следит за развитием событий. В результате каждый игровой момент находится под контролем. Почему она это делает? Потому что ее соперники стремятся делать то же самое и в итоге - победить. Происходит регулярное развитие и изменение условий спортивной борьбы. Команда, которая останавливается в своем развитии, проиграет сначала в отдельном матче, а затем в итоге покинет турнир.
Также меняется и топливный рынок. Меняются спотовые и фьючерсные контракты, индексы и цены, сроки и условия поставок, сами поставщики, объемы и качество товара. Каждый день меняются и маршруты движения транспорта, объемы перевозок, погодные условия. Параллельно должен меняться и подход руководства компании. В ответственном и затратном вопросе обеспечения нефтепродуктами руководитель должен быть уверен, что система работает стабильно и эффективно, при необходимости без ущерба для процесса меняя свои параметры. А это значит, что имеются четкие и правдивые ответы на важнейшие вопросы топливного обеспечения:
•    Сколько потратила компания на топливо за последнюю неделю, месяц, год? Обоснованы ли данные затраты?
•    Нефтепродукты какого качества потребляются, отвечают ли они требованиям эксплуатации техники?
•    Что выгодно для компании при текущих объемах потребления: приобретать талоны или топливные карты? Да и вообще, какая между ними разница?
•    Потребуется ли в перспективе собственная полноценная заправочная станция или мобильный заправочный пункт?
ЧЕМ ПОМОГУТ КОНСУЛЬТАНТЫ?
В условиях дефицита специалистов и времени для решения затронутых выше вопросов руководству компаний следует рассмотреть возможность привлечения профессиональных консультантов. Однако важно понимать, что они не берут на себя функцию посредника в поставках топлива, равно как и компании аутсорсера, контролируя потребление топлива. Консультанты специализируются на разработке всесторонне обоснованных, экономически эффективных систем топливного обеспечения, отвечающих стратегическим задачам клиента. Обозначим основные направления их работы:
•    создание прозрачных систем закупок топлива,
снижение ценовых рисков и управление ими,
•    внедрение обоснованных норм расхода топлива,
•    оптимизация транспортировки и хранения топлива,
•    всесторонний анализ применяемых технических средств,
•    выявление уязвимых мест системы топливного обеспечения,
•    внедрение эффективных систем контроля и учета нефтепродуктов.
Практический опыт позволяет утверждать: на каждом предприятии реально добиться как минимум 10%, а зачастую и более весомой экономии. Немаловажно и то, что вновь созданная система топливного обеспечения станет наконец прозрачной и понятной для руководства. Основные бизнес-процессы можно будет легко контролировать, опираясь на набор ключевых показателей эффективности потребления ГСМ.
Да, можно услышать возражения: «В нашей компании есть и люди, и времени достаточно, почему бы самим не заняться данным вопросом?» Банальных ответов навскидку можно дать множество, от «попробуйте, будем только рады успеху» до «где же это все раньше было?». Но ответим как консультанты. Потому что топливо - это критически важный ресурс, от качества и доступности которого зависит сама возможность операционной деятельности. Это тот ресурс, управление которым необходимо доверить профессионалам, самим же сосредоточившись на решении специфических задач корпоративного управления. Независимые консультанты построят систему таким образом, чтобы в ней не было места ни эксплуатационным потерям, ни хищениям - они не заинтересованы ни в одном, ни в другом. Напротив, вознаграждение консультантов зависит от обоснованного потенциала экономии топлива или реально сэкономленных средств. В случае же с собственными специалистами, как показывает практика, могут быть варианты.


test

Наши партнеры:
  • ask-prom.ru – Продажа строительных материалов
  • ask-logist.ru – Транспортная компания, перевозка техники
© 2013-2019, Хабаровск, проезд Украинский 15. тел. (4212) 25-23-13. Электронная почта: ask-prom@mail.ru
Создание сайта – Webdebug